Об уровнях (поясах и данах) владения техникой пустого инбокса

Обсуждаем вопросы личной эффективности: как есть слонов, лягушек, летучих мышей...
Lomelind
Сообщения: 1235
Зарегистрирован: Ср июл 01, 2015 5:11 pm

Re: Об уровнях (поясах и данах) владения техникой пустого инбокса

Сообщение Lomelind »

Можно ещё добавить уровень 0: я не просто не знаю, что я продалбываю сейчас, но ещё и уверен, что ничего не продалбываю, а если мне прилетает обратная связь, что я что-то продолбал - то это они такие нехорошие, а я же не продалбываю.
Основная задача этого уровня - осознать что проблема вообще есть, и что этой проблемой не является окружение-требующее-не-продалбывать. И решение эту проблему как-то решать.

уровень 1:

сюда же по идее попадают владельцы райт-онли списков дел.

А вот с планированием нюанс есть - оно вполне может задаваться внешними костылями. Например, у студента есть расписание пар, и если он не прогульщик - то он точно знает, где он будет в такой-то день в такое-то время - на паре по такому-то предмету. Если у него ещё есть привычный алгоритм действий уровня "на пары - потом бухать - потом спать "- то формально у него всё спланировано. Нужно как-то аккуратнее формулировать, чтоб такой студент попал всё же куда надо.

Ещё пожалуй характеристикой уровня будет количество начатых и не законченных дел. Причём про бОльшую их часть владелец вспоминает либо когда результат уже нужен (пришёл обедать - обнаружил сырой фарш вместо котлет), либо когда натыкается на соответствующие артефакты в процессе какой-то другой деятельности.

цели для перехода на следующий уровень: отсутствие слепых пятен в своей жизни и связях с другими (в том числе и обязательствах). Доверие своей системе.
грабли: попытка загрузить всю эту инфу в голову
артефакты: некий носитель или набор носителей для сбора информации и дальнейшей её обработки и некий устоявшийся алгоритм работы с ним

практики: записывать вообще всё.
хорошая практика - вести лог, на что фактически тратится время. Можно поставить на телефоне пищалку, которая раз в 15 минут спросит что ты сейчас делаешь - и записать, что делаю то-то и то-то
тот же список дел, обязательств, планов
блокнотик для записывания идеи как только она в голову пришла

ещё хорошая практика - завершение незавершённых дел. Идея в том, что любое начатое, но не завершённое дело тянет на себя силу-внимание-что-там-ещё. И в длительной перспективе оказывается дешевле сразу выбросить и закрыть вопрос.
На эту тему в книжке "гарри поттер и искусство рационального мышления" натыкалась на полезный приём
представить себя самого - через год. Или через пять лет. Ну, через любой подходящий длительный интервал времени.
Смотрящим на эту сегодняшнюю ситуацию - в том виде, в какой она за это время превратилась (обычно интуитивно понятно, во что именно она превратилась).
И принимающим какое-то решение по поводу того, что же с этим делать.
А потом - осознать, что можно ровно то же самое проделать уже сейчас, и сэкономить те ресурсы, которые эта ситуация сожрала бы за год, или пять, или какой там промежуток времени был выбран.

Где-то здесь же по идее должны возникать практики следования списку дел из носителя а не из оперативной памяти и регулярных обзоров списка дел

Уровень 2:

Именно на этом уровне всплывает проблема впихивания невпихуемого. Раньше её не видно, потому что что-то не попадает в список - а здесь уже видно.

цели для перехода на следующий уровень: фильтрация входящих (нужно ли мне это вообще делать? нужно ли мне это за такую цену? это вообще моя проблема или чья-то ещё? это вообще проблема?), хороший список задач (а не проблем, планов, намерений, и т.д.), знание своих пределов впихуемости и факторов, на эти пределы влияющих. Оптимизация списка задач под свои потребности и возможности (в том числе и пакетирование, а ещё - распихивание конкурирующих задач по разным дням). Определение узких мест в своём списке задач. Определение регулярных факапов и какая-то их обработка.

грабли: пытаться впихнуть невпихуемое до посинения. В итоге либо убиться об работу, либо убиться об осознание своей никчемности. Ещё типичные грабли - поиск волшебной таблетки (хоть метафорической, хоть реальной), увеличивающей количество ресурса. На этом уровне и в такой постановке задачи это именно грабли.

артефакты: таймер для помидорок, календарь для учёта прибитых ко времени планов и факторов

практики:
техника помидоров - и знание, сколько каких помидорок у тебя есть в обычный день, в плохой день, в особенный день. Знание своих особенных дней (вот это вообще может быть отдельной темой, и не только для девочек:)) Сюда же - знание, сколько помидорок нужно хотя бы на регулярные задачи (и вот тут можно ооооочень удивиться)

отдельным пунктом - дрессировка окружающих на не-прерывание-помидорок. Ну или физически им помешать это делать.
Полезным оказывается альтернативный способ связи. Например, примагнитить на холодильник бумажку, и если кто-то что-то хочет тебе сообщить, а тебе не до того - пусть пишет туда (и, естественно, читать её периодически).

чтение книг голдратта и таскание инструментов оттуда

ритуал обработки входящих. Можно даже написать чек-лист отдельный - и вручную прогонять каждое входящее через него. На выходе должно быть понятно - буду лично я это делать в обозримом будущем или нет

утренний и вечерний ритуал. Очень мощная практика. Собрать два чек-листа: утренний - то, что нужно обязательно сделать до того, как начинать осмысленную дневную активность, и вечерний - то, что нужно обязательно сделать после того, как осмысленная дневная активность закончена. При этом никакие события менее значимые, чем пожар, наводнение и извержение вулкана одновременно - не могут быть причиной отложить такой ритуал. Потому что тем собой, который получится спросонку до завершения утреннего ритуала - ничего осмысленного ещё не сделать. Тем собой, который уже собирается спаааать - тоже в общем-то. Это как раз тот случай, когда лучше мало сделать, чем много сломать.

Должны быть ещё какие-то практики, связанные с тем, как вернуть задачу обратно тому, кто её на тебя навесить попытался. Ну или просто сказать "я этого делать не буду" - так, чтоб дошло. Но про них я бы сама послушала:)

И ещё должны быть какие-то практики пересмотра взятых на себя обязательств. И тех, которые только про тебя, и тех, которые про других тоже. Вот про второе - тоже послушала бы:)

Уровень 3:
Возникает понимание разницы между активностью, результативностью, продуктивностью и контрпродуктивностью. Всплывает вообще вопрос "я это делаю - чтобы что?"
(терминология. Активность это "я что-то делаю". Результативность это "я что-то поделал, и в итоге теперь есть Х. Или на меня настал Х." Продуктивность это результативность+"Х - то, чего я хотел". Контрпродуктивность это результативность+"Х - не то, что я хотел, а нечто иное, отдаляющее меня от того, что я хотел")

цели: понимание, чего я хочу и чего я не хочу, и чего я хочу не (не хватает средств языка... Не хочу Х = Х не входит в список того, что я хочу; хочу не Х = "не Х" входит в список того, чего я хочу).
понимание, что мне даёт ресурс, и что его отбирает, и как я на это могу повлиять (так, если на уровне 2 достаточно было знания, что в жаркий день у меня меньше помидорок, то на этом уровне это знание конвертируется в задачу установки кондиционера)

Грабли: в целях вместо себя подставить кого-то другого. Хоть "нормального человека типового, резинового", хоть того идеального ребёнка, которого пытались вырастить родители
И другие грабли - можно нарваться на конфликт с окружением на ровном месте. Именно за "смеет хотеть"

За практиками отлова чего хочу - можно нырять в психологию, там много:)
Важный нюанс - если какая-то практика сработала, и поймалось что-то типа "хочу велосипед" - важно пойти и купить себе этот чёртов велосипед. Или взять напрокат покататься хотя бы. В общем, хоть символически, хоть как-то - дать себе то, что поймалось.
Иначе эта практика либо перестанет работать, либо начнёт работать с бааальшими глюками.

Для понимания динамики ресурса удобен банальный дневник. Логический анализ не очень удобен, ловить нужно именно совпадения. Из серии "вчера ездил к родителям - сегодня весь день голова болит". Потому что тот факт, что в родительском доме гостевое место на кухне так расположено, что сквозняк как раз по голове приходится - не отследить, если не знать, где искать.

И сюда же всесторонний анализ проектов из последнего вебинара:) Раньше его прикручивать не к чему.

Что ещё дальше по уровням - не напишу, увы.

И ещё кусочек
по идее, болезнь - визит крупного песца с потомством - и тому подобное - может отбросить на сколько-то уровней вниз. Чисто технически.
но может - и не отбросить.
И вот эта устойчивость-в-практике... оно что-то важное, но куда его засунуть - я понятия не имею.

Аватара пользователя
Максим Дорофеев
Site Admin
Сообщения: 1980
Зарегистрирован: Вс июн 28, 2015 1:56 pm
Контактная информация:

Re: Об уровнях (поясах и данах) владения техникой пустого инбокса

Сообщение Максим Дорофеев »

@Lomelind, спасибище за основательный разбор! Это примерно то, что я и думал собрать по кусочкам :) А ты так РАЗ! и за один ответ все сделала :)
Lomelind писал(а):Можно ещё добавить уровень 0: я не просто не знаю, что я продалбываю сейчас, но ещё и уверен, что ничего не продалбываю, а если мне прилетает обратная связь, что я что-то продолбал - то это они такие нехорошие, а я же не продалбываю.
Можно, да. Хотя, не помню, что бы я таких часто встречал.
Типа я не продалбываю. Все важное я помню, а если что забыл, значит, это было не важно :)

Lomelind писал(а):Ещё пожалуй характеристикой уровня будет количество начатых и не законченных дел. Причём про бОльшую их часть владелец вспоминает либо когда результат уже нужен (пришёл обедать - обнаружил сырой фарш вместо котлет), либо когда натыкается на соответствующие артефакты в процессе какой-то другой деятельности.
Точно! Про котлеты, это будет показатель что-то типа какой уровень срочности/критичности имеют задачи в момент появления на горизонте.
Если горизонт маленький, то мы не видим задач, пока они еще "холодные", а видим их уже, когда "АААА! Пипец, бросить все и делать!"
Lomelind писал(а):ещё хорошая практика - завершение незавершённых дел. Идея в том, что любое начатое, но не завершённое дело тянет на себя силу-внимание-что-там-ещё. И в длительной перспективе оказывается дешевле сразу выбросить и закрыть вопрос.
На эту тему в книжке "гарри поттер и искусство рационального мышления" натыкалась на полезный приём
представить себя самого - через год. Или через пять лет. Ну, через любой подходящий длительный интервал времени.
Смотрящим на эту сегодняшнюю ситуацию - в том виде, в какой она за это время превратилась (обычно интуитивно понятно, во что именно она превратилась).
И принимающим какое-то решение по поводу того, что же с этим делать.
А потом - осознать, что можно ровно то же самое проделать уже сейчас, и сэкономить те ресурсы, которые эта ситуация сожрала бы за год, или пять, или какой там промежуток времени был выбран.
Очень хорошая практика. Но не думаю, что для первого уровня:
- Как же так выкинуть задачу? Ведь ее НАДО сделать?
- Возможно и надо. Но ты СМОЖЕШЬ?
- Что значит СМОЖЕШЬ? НАДО же!


Lomelind писал(а):цели: понимание, чего я хочу и чего я не хочу, и чего я хочу не (не хватает средств языка... Не хочу Х = Х не входит в список того, что я хочу; хочу не Х = "не Х" входит в список того, чего я хочу).
"Хочу не Х" - это на случай, когда у X нет однозначной противоположности? Есть пример какой-нибудь?

Lomelind
Сообщения: 1235
Зарегистрирован: Ср июл 01, 2015 5:11 pm

Re: Об уровнях (поясах и данах) владения техникой пустого инбокса

Сообщение Lomelind »

Можно, да. Хотя, не помню, что бы я таких часто встречал.
Типа я не продалбываю. Все важное я помню, а если что забыл, значит, это было не важно :)
ну вот у меня некоторые старшие родственники такие.
"Это не я продолбал, это вы мне не сказали" как вариант
Или и вовсе съезды про "вы меня не уважаете"

Точно! Про котлеты, это будет показатель что-то типа какой уровень срочности/критичности имеют задачи в момент появления на горизонте.
Если горизонт маленький, то мы не видим задач, пока они еще "холодные", а видим их уже, когда "АААА! Пипец, бросить все и делать!"
Агааа:)
и ещё где-то рядом спецэффект - когда мы тратим последний ресурс на задачи, которые уже_не_надо_делать, а те, которые ааа, пипец бросить всё - не видим.
Т.е. вообще к горизонту задницей стоим.

На примере тех же котлет - если обедать нужно вотпрямщас, то разумнее пожарить яичницу, а с фаршем что-то учинить, чтоб он не испортился.

Про Х и не-Х

Допустим Х это "наличие в доме тараканов"
Вариант "не хочу Х" - о том, что у меня нет желания завести дома тараканов. И если я на улице вижу таракана - я прохожу мимо, он меня не интересует
Вариант "хочу не Х" - о том, что у меня есть страстное желание жить в доме, в котором тараканов нет. И я покупаю что-то анти-тараканье или переезжаю туда, где их нет.

Допустим Х это "съесть апельсин".
Вариант "не хочу Х" - о том, что я сейчас не хочу съесть апельсин. Может, я вообще не голодная. Может, я не хочу именно апельсин, ну вот не возбудил он у меня желания. Может, я вообще про еду сейчас не думаю, а думаю про ноющий зуб.
Вариант "хочу не Х" - о том, что если кто-то попытается меня накормить апельсином, то я буду активно сопротивляться. Потому что я аллергик и если в меня его таки вкормят, то настанут последствия, я их пробовала и они мне не понравились.

Допустим Х это "вымыть руки"
Вариант "не хочу Х" - о том, что я сейчас не испытываю желания мыть руки. Нет у меня такой потребности, они и так чистые.
Вариант "хочу не Х" - о том, что я хочу, чтоб мои руки были немытыми. Например, я сегодня на концерте была, и руку мне кумир пожал. Или на руках у меня духи из пробника, и я ещё не нанюхалась.

А с однозначными противоположностями в живом языке вообще печально.
Противоположность к "съесть апельсин" - это "съесть банан"? Или "не есть ничего"? или "не есть конкретно апельсин"? или "что-то сделать с апельсином, но не съесть его"?

Аватара пользователя
Максим Дорофеев
Site Admin
Сообщения: 1980
Зарегистрирован: Вс июн 28, 2015 1:56 pm
Контактная информация:

Re: Об уровнях (поясах и данах) владения техникой пустого инбокса

Сообщение Максим Дорофеев »

Lomelind писал(а):А с однозначными противоположностями в живом языке вообще печально.
Противоположность к "съесть апельсин" - это "съесть банан"? Или "не есть ничего"? или "не есть конкретно апельсин"? или "что-то сделать с апельсином, но не съесть его"?
Да, какая забавность :)

Что-то я про это вообще не задумывался :)

Аватара пользователя
ТыжМенеджер
Сообщения: 700
Зарегистрирован: Пн июн 29, 2015 10:17 am
Контактная информация:

Re: Об уровнях (поясах и данах) владения техникой пустого инбокса

Сообщение ТыжМенеджер »

cartmendum писал(а):
Lomelind писал(а):А с однозначными противоположностями в живом языке вообще печально.
Противоположность к "съесть апельсин" - это "съесть банан"? Или "не есть ничего"? или "не есть конкретно апельсин"? или "что-то сделать с апельсином, но не съесть его"?
Да, какая забавность :)

Что-то я про это вообще не задумывался :)
Чо там думать, прыгать нужно. Противоположность у нас в языке обычно связана с действием, не с объектом. Нет объекта, противоположного мосту. Так что по моей религии это "не съесть апельсин" ;)
The Great Dorofairy's helper.
56th level troll.

Ответить