Re: Об уровнях (поясах и данах) владения техникой пустого инбокса
Добавлено: Ср май 11, 2016 2:13 am
Можно ещё добавить уровень 0: я не просто не знаю, что я продалбываю сейчас, но ещё и уверен, что ничего не продалбываю, а если мне прилетает обратная связь, что я что-то продолбал - то это они такие нехорошие, а я же не продалбываю.
Основная задача этого уровня - осознать что проблема вообще есть, и что этой проблемой не является окружение-требующее-не-продалбывать. И решение эту проблему как-то решать.
уровень 1:
сюда же по идее попадают владельцы райт-онли списков дел.
А вот с планированием нюанс есть - оно вполне может задаваться внешними костылями. Например, у студента есть расписание пар, и если он не прогульщик - то он точно знает, где он будет в такой-то день в такое-то время - на паре по такому-то предмету. Если у него ещё есть привычный алгоритм действий уровня "на пары - потом бухать - потом спать "- то формально у него всё спланировано. Нужно как-то аккуратнее формулировать, чтоб такой студент попал всё же куда надо.
Ещё пожалуй характеристикой уровня будет количество начатых и не законченных дел. Причём про бОльшую их часть владелец вспоминает либо когда результат уже нужен (пришёл обедать - обнаружил сырой фарш вместо котлет), либо когда натыкается на соответствующие артефакты в процессе какой-то другой деятельности.
цели для перехода на следующий уровень: отсутствие слепых пятен в своей жизни и связях с другими (в том числе и обязательствах). Доверие своей системе.
грабли: попытка загрузить всю эту инфу в голову
артефакты: некий носитель или набор носителей для сбора информации и дальнейшей её обработки и некий устоявшийся алгоритм работы с ним
практики: записывать вообще всё.
хорошая практика - вести лог, на что фактически тратится время. Можно поставить на телефоне пищалку, которая раз в 15 минут спросит что ты сейчас делаешь - и записать, что делаю то-то и то-то
тот же список дел, обязательств, планов
блокнотик для записывания идеи как только она в голову пришла
ещё хорошая практика - завершение незавершённых дел. Идея в том, что любое начатое, но не завершённое дело тянет на себя силу-внимание-что-там-ещё. И в длительной перспективе оказывается дешевле сразу выбросить и закрыть вопрос.
На эту тему в книжке "гарри поттер и искусство рационального мышления" натыкалась на полезный приём
представить себя самого - через год. Или через пять лет. Ну, через любой подходящий длительный интервал времени.
Смотрящим на эту сегодняшнюю ситуацию - в том виде, в какой она за это время превратилась (обычно интуитивно понятно, во что именно она превратилась).
И принимающим какое-то решение по поводу того, что же с этим делать.
А потом - осознать, что можно ровно то же самое проделать уже сейчас, и сэкономить те ресурсы, которые эта ситуация сожрала бы за год, или пять, или какой там промежуток времени был выбран.
Где-то здесь же по идее должны возникать практики следования списку дел из носителя а не из оперативной памяти и регулярных обзоров списка дел
Уровень 2:
Именно на этом уровне всплывает проблема впихивания невпихуемого. Раньше её не видно, потому что что-то не попадает в список - а здесь уже видно.
цели для перехода на следующий уровень: фильтрация входящих (нужно ли мне это вообще делать? нужно ли мне это за такую цену? это вообще моя проблема или чья-то ещё? это вообще проблема?), хороший список задач (а не проблем, планов, намерений, и т.д.), знание своих пределов впихуемости и факторов, на эти пределы влияющих. Оптимизация списка задач под свои потребности и возможности (в том числе и пакетирование, а ещё - распихивание конкурирующих задач по разным дням). Определение узких мест в своём списке задач. Определение регулярных факапов и какая-то их обработка.
грабли: пытаться впихнуть невпихуемое до посинения. В итоге либо убиться об работу, либо убиться об осознание своей никчемности. Ещё типичные грабли - поиск волшебной таблетки (хоть метафорической, хоть реальной), увеличивающей количество ресурса. На этом уровне и в такой постановке задачи это именно грабли.
артефакты: таймер для помидорок, календарь для учёта прибитых ко времени планов и факторов
практики:
техника помидоров - и знание, сколько каких помидорок у тебя есть в обычный день, в плохой день, в особенный день. Знание своих особенных дней (вот это вообще может быть отдельной темой, и не только для девочек:)) Сюда же - знание, сколько помидорок нужно хотя бы на регулярные задачи (и вот тут можно ооооочень удивиться)
отдельным пунктом - дрессировка окружающих на не-прерывание-помидорок. Ну или физически им помешать это делать.
Полезным оказывается альтернативный способ связи. Например, примагнитить на холодильник бумажку, и если кто-то что-то хочет тебе сообщить, а тебе не до того - пусть пишет туда (и, естественно, читать её периодически).
чтение книг голдратта и таскание инструментов оттуда
ритуал обработки входящих. Можно даже написать чек-лист отдельный - и вручную прогонять каждое входящее через него. На выходе должно быть понятно - буду лично я это делать в обозримом будущем или нет
утренний и вечерний ритуал. Очень мощная практика. Собрать два чек-листа: утренний - то, что нужно обязательно сделать до того, как начинать осмысленную дневную активность, и вечерний - то, что нужно обязательно сделать после того, как осмысленная дневная активность закончена. При этом никакие события менее значимые, чем пожар, наводнение и извержение вулкана одновременно - не могут быть причиной отложить такой ритуал. Потому что тем собой, который получится спросонку до завершения утреннего ритуала - ничего осмысленного ещё не сделать. Тем собой, который уже собирается спаааать - тоже в общем-то. Это как раз тот случай, когда лучше мало сделать, чем много сломать.
Должны быть ещё какие-то практики, связанные с тем, как вернуть задачу обратно тому, кто её на тебя навесить попытался. Ну или просто сказать "я этого делать не буду" - так, чтоб дошло. Но про них я бы сама послушала:)
И ещё должны быть какие-то практики пересмотра взятых на себя обязательств. И тех, которые только про тебя, и тех, которые про других тоже. Вот про второе - тоже послушала бы:)
Уровень 3:
Возникает понимание разницы между активностью, результативностью, продуктивностью и контрпродуктивностью. Всплывает вообще вопрос "я это делаю - чтобы что?"
(терминология. Активность это "я что-то делаю". Результативность это "я что-то поделал, и в итоге теперь есть Х. Или на меня настал Х." Продуктивность это результативность+"Х - то, чего я хотел". Контрпродуктивность это результативность+"Х - не то, что я хотел, а нечто иное, отдаляющее меня от того, что я хотел")
цели: понимание, чего я хочу и чего я не хочу, и чего я хочу не (не хватает средств языка... Не хочу Х = Х не входит в список того, что я хочу; хочу не Х = "не Х" входит в список того, чего я хочу).
понимание, что мне даёт ресурс, и что его отбирает, и как я на это могу повлиять (так, если на уровне 2 достаточно было знания, что в жаркий день у меня меньше помидорок, то на этом уровне это знание конвертируется в задачу установки кондиционера)
Грабли: в целях вместо себя подставить кого-то другого. Хоть "нормального человека типового, резинового", хоть того идеального ребёнка, которого пытались вырастить родители
И другие грабли - можно нарваться на конфликт с окружением на ровном месте. Именно за "смеет хотеть"
За практиками отлова чего хочу - можно нырять в психологию, там много:)
Важный нюанс - если какая-то практика сработала, и поймалось что-то типа "хочу велосипед" - важно пойти и купить себе этот чёртов велосипед. Или взять напрокат покататься хотя бы. В общем, хоть символически, хоть как-то - дать себе то, что поймалось.
Иначе эта практика либо перестанет работать, либо начнёт работать с бааальшими глюками.
Для понимания динамики ресурса удобен банальный дневник. Логический анализ не очень удобен, ловить нужно именно совпадения. Из серии "вчера ездил к родителям - сегодня весь день голова болит". Потому что тот факт, что в родительском доме гостевое место на кухне так расположено, что сквозняк как раз по голове приходится - не отследить, если не знать, где искать.
И сюда же всесторонний анализ проектов из последнего вебинара:) Раньше его прикручивать не к чему.
Что ещё дальше по уровням - не напишу, увы.
И ещё кусочек
по идее, болезнь - визит крупного песца с потомством - и тому подобное - может отбросить на сколько-то уровней вниз. Чисто технически.
но может - и не отбросить.
И вот эта устойчивость-в-практике... оно что-то важное, но куда его засунуть - я понятия не имею.
Основная задача этого уровня - осознать что проблема вообще есть, и что этой проблемой не является окружение-требующее-не-продалбывать. И решение эту проблему как-то решать.
уровень 1:
сюда же по идее попадают владельцы райт-онли списков дел.
А вот с планированием нюанс есть - оно вполне может задаваться внешними костылями. Например, у студента есть расписание пар, и если он не прогульщик - то он точно знает, где он будет в такой-то день в такое-то время - на паре по такому-то предмету. Если у него ещё есть привычный алгоритм действий уровня "на пары - потом бухать - потом спать "- то формально у него всё спланировано. Нужно как-то аккуратнее формулировать, чтоб такой студент попал всё же куда надо.
Ещё пожалуй характеристикой уровня будет количество начатых и не законченных дел. Причём про бОльшую их часть владелец вспоминает либо когда результат уже нужен (пришёл обедать - обнаружил сырой фарш вместо котлет), либо когда натыкается на соответствующие артефакты в процессе какой-то другой деятельности.
цели для перехода на следующий уровень: отсутствие слепых пятен в своей жизни и связях с другими (в том числе и обязательствах). Доверие своей системе.
грабли: попытка загрузить всю эту инфу в голову
артефакты: некий носитель или набор носителей для сбора информации и дальнейшей её обработки и некий устоявшийся алгоритм работы с ним
практики: записывать вообще всё.
хорошая практика - вести лог, на что фактически тратится время. Можно поставить на телефоне пищалку, которая раз в 15 минут спросит что ты сейчас делаешь - и записать, что делаю то-то и то-то
тот же список дел, обязательств, планов
блокнотик для записывания идеи как только она в голову пришла
ещё хорошая практика - завершение незавершённых дел. Идея в том, что любое начатое, но не завершённое дело тянет на себя силу-внимание-что-там-ещё. И в длительной перспективе оказывается дешевле сразу выбросить и закрыть вопрос.
На эту тему в книжке "гарри поттер и искусство рационального мышления" натыкалась на полезный приём
представить себя самого - через год. Или через пять лет. Ну, через любой подходящий длительный интервал времени.
Смотрящим на эту сегодняшнюю ситуацию - в том виде, в какой она за это время превратилась (обычно интуитивно понятно, во что именно она превратилась).
И принимающим какое-то решение по поводу того, что же с этим делать.
А потом - осознать, что можно ровно то же самое проделать уже сейчас, и сэкономить те ресурсы, которые эта ситуация сожрала бы за год, или пять, или какой там промежуток времени был выбран.
Где-то здесь же по идее должны возникать практики следования списку дел из носителя а не из оперативной памяти и регулярных обзоров списка дел
Уровень 2:
Именно на этом уровне всплывает проблема впихивания невпихуемого. Раньше её не видно, потому что что-то не попадает в список - а здесь уже видно.
цели для перехода на следующий уровень: фильтрация входящих (нужно ли мне это вообще делать? нужно ли мне это за такую цену? это вообще моя проблема или чья-то ещё? это вообще проблема?), хороший список задач (а не проблем, планов, намерений, и т.д.), знание своих пределов впихуемости и факторов, на эти пределы влияющих. Оптимизация списка задач под свои потребности и возможности (в том числе и пакетирование, а ещё - распихивание конкурирующих задач по разным дням). Определение узких мест в своём списке задач. Определение регулярных факапов и какая-то их обработка.
грабли: пытаться впихнуть невпихуемое до посинения. В итоге либо убиться об работу, либо убиться об осознание своей никчемности. Ещё типичные грабли - поиск волшебной таблетки (хоть метафорической, хоть реальной), увеличивающей количество ресурса. На этом уровне и в такой постановке задачи это именно грабли.
артефакты: таймер для помидорок, календарь для учёта прибитых ко времени планов и факторов
практики:
техника помидоров - и знание, сколько каких помидорок у тебя есть в обычный день, в плохой день, в особенный день. Знание своих особенных дней (вот это вообще может быть отдельной темой, и не только для девочек:)) Сюда же - знание, сколько помидорок нужно хотя бы на регулярные задачи (и вот тут можно ооооочень удивиться)
отдельным пунктом - дрессировка окружающих на не-прерывание-помидорок. Ну или физически им помешать это делать.
Полезным оказывается альтернативный способ связи. Например, примагнитить на холодильник бумажку, и если кто-то что-то хочет тебе сообщить, а тебе не до того - пусть пишет туда (и, естественно, читать её периодически).
чтение книг голдратта и таскание инструментов оттуда
ритуал обработки входящих. Можно даже написать чек-лист отдельный - и вручную прогонять каждое входящее через него. На выходе должно быть понятно - буду лично я это делать в обозримом будущем или нет
утренний и вечерний ритуал. Очень мощная практика. Собрать два чек-листа: утренний - то, что нужно обязательно сделать до того, как начинать осмысленную дневную активность, и вечерний - то, что нужно обязательно сделать после того, как осмысленная дневная активность закончена. При этом никакие события менее значимые, чем пожар, наводнение и извержение вулкана одновременно - не могут быть причиной отложить такой ритуал. Потому что тем собой, который получится спросонку до завершения утреннего ритуала - ничего осмысленного ещё не сделать. Тем собой, который уже собирается спаааать - тоже в общем-то. Это как раз тот случай, когда лучше мало сделать, чем много сломать.
Должны быть ещё какие-то практики, связанные с тем, как вернуть задачу обратно тому, кто её на тебя навесить попытался. Ну или просто сказать "я этого делать не буду" - так, чтоб дошло. Но про них я бы сама послушала:)
И ещё должны быть какие-то практики пересмотра взятых на себя обязательств. И тех, которые только про тебя, и тех, которые про других тоже. Вот про второе - тоже послушала бы:)
Уровень 3:
Возникает понимание разницы между активностью, результативностью, продуктивностью и контрпродуктивностью. Всплывает вообще вопрос "я это делаю - чтобы что?"
(терминология. Активность это "я что-то делаю". Результативность это "я что-то поделал, и в итоге теперь есть Х. Или на меня настал Х." Продуктивность это результативность+"Х - то, чего я хотел". Контрпродуктивность это результативность+"Х - не то, что я хотел, а нечто иное, отдаляющее меня от того, что я хотел")
цели: понимание, чего я хочу и чего я не хочу, и чего я хочу не (не хватает средств языка... Не хочу Х = Х не входит в список того, что я хочу; хочу не Х = "не Х" входит в список того, чего я хочу).
понимание, что мне даёт ресурс, и что его отбирает, и как я на это могу повлиять (так, если на уровне 2 достаточно было знания, что в жаркий день у меня меньше помидорок, то на этом уровне это знание конвертируется в задачу установки кондиционера)
Грабли: в целях вместо себя подставить кого-то другого. Хоть "нормального человека типового, резинового", хоть того идеального ребёнка, которого пытались вырастить родители
И другие грабли - можно нарваться на конфликт с окружением на ровном месте. Именно за "смеет хотеть"
За практиками отлова чего хочу - можно нырять в психологию, там много:)
Важный нюанс - если какая-то практика сработала, и поймалось что-то типа "хочу велосипед" - важно пойти и купить себе этот чёртов велосипед. Или взять напрокат покататься хотя бы. В общем, хоть символически, хоть как-то - дать себе то, что поймалось.
Иначе эта практика либо перестанет работать, либо начнёт работать с бааальшими глюками.
Для понимания динамики ресурса удобен банальный дневник. Логический анализ не очень удобен, ловить нужно именно совпадения. Из серии "вчера ездил к родителям - сегодня весь день голова болит". Потому что тот факт, что в родительском доме гостевое место на кухне так расположено, что сквозняк как раз по голове приходится - не отследить, если не знать, где искать.
И сюда же всесторонний анализ проектов из последнего вебинара:) Раньше его прикручивать не к чему.
Что ещё дальше по уровням - не напишу, увы.
И ещё кусочек
по идее, болезнь - визит крупного песца с потомством - и тому подобное - может отбросить на сколько-то уровней вниз. Чисто технически.
но может - и не отбросить.
И вот эта устойчивость-в-практике... оно что-то важное, но куда его засунуть - я понятия не имею.