Модель пружины (о том, как мы иногда распоряжаемся своими лучшими квантами мышления)
Добавлено: Вт сен 22, 2015 10:13 am
В 80х годах прошлого века Норияки Кано предложил свою модель (или типологию) «аспектов потребительского качества» - другими словами, фич, которые мы реализуем или собираемся реализовать в нашем продукте (про это у меня было отдельное бухтелово).
С определенной точки зрения, задачи в наших списках дел можно классифицированы точно также – в виде зависимости удовлетворенности (вашей) от сил, ресурсов, энергии, вложенных в выполнение задачи:
Это было пока просто о классификации... Теперь к модели пружины...
По наблюдению за многими людьми (в том числе и за собой) я заметил две вещи:
Каждый день мы начинаем выполнять работу, кое-кто еще помнит, что работа – это произведение силы, на расстояние. В данной модели можно представить, что наша работа – толкать тележку, сжимая пружину. Каждый день мы начинаем с самого начала: проталкиваем тележку сначала через зону «должно быть» и только потом продолжаем толкать ее по территории «ублажителей» и «больше-лучше». В большинстве случаев задачи «должно быть» можно представить как операционные затраты, в то время как «ублажители» и «больше-лучше» – это то, что увеличивает нашу «капитализацию» и помогают нам перейти на новый уровень.
Если смотреть на вещи таким образом, то эта модель прекрасно показывает разницу между просто хорошим и выдающимся. В книге Б. Морана и М. Леннингтона «12 недель в году» я увидел мысль, с точки зрения приложенных усилий, хорошие и выдающиеся результаты отличаются не сильно:
Это не просто понять, но различие между выдающимися достижениями и посредственными результатами практически не заметно, если речь о днях или неделях. Оно появляется позже. Для менеджера по продажам это пара-тройка дополнительных встреч в неделю, 5-10 звонков в день, 3 часа из 45-часовой недели, потраченных непосредственно на планирование дальнейших действий.
Если «должно быть» (или задачи-«операционные затраты») утягивают на себя довольно много наших сил и мы их выполняем в первую очередь, то для достижения результатов на качественно новом уровне нам нужно совсем не много дополнительных усилий.
Если мы каждый день толкаем тележку, вкладывая I своих сил, и получая за это B пользы, то стоит добавить лишь небольшое ∆I, как полученная польза, по сравнению с начальным значением, значительно увеличивается до величины (B+∆B).
С определенной точки зрения, задачи в наших списках дел можно классифицированы точно также – в виде зависимости удовлетворенности (вашей) от сил, ресурсов, энергии, вложенных в выполнение задачи:
- «Должно быть» – задача, за выполнение которой тебе ничего не будет, но вот если она не будет выполнена, то за это уже влетит. Пример: еженедельный отчет.
- «Ублажитель» – задача, за невыполнение которой тебе ничего не будет, а вот выполнение может принести массу приятных бонусов. При этом качество реализации (на первых порах) на бонусы влияет не сильно, главное – наличие. Пример: описание в командной вики кусочка своего кода, подготовка какого-то полезного скрипта, автоматизирующего рутинную задачу.
- «Больше - лучше» – количество приятных бонусов пропорционально числу выполненных задач. Пример: посещение спортзала, оттачивание нового навыка, подготовка статьи для профессионального блога.
- Нейтральная – задача, которую сделаешь, не сделаешь – всем пофиг.
- Реверсивная – задача, выполнив которую гарантированно делаешь только хуже
Это было пока просто о классификации... Теперь к модели пружины...
По наблюдению за многими людьми (в том числе и за собой) я заметил две вещи:
- Задачи «должно быть», как правило, далеко не самые приятные. Их называют лягушками, какашками, рутиной и т.п.
- Многие люди при выполнении задач группируют «должно быть», оставляя «ублажители» и задачи типа «больше-лучше» на потом: «сначала я разберусь с этой мерзостью, а потом спокойно займусь нужными вещами».
Каждый день мы начинаем выполнять работу, кое-кто еще помнит, что работа – это произведение силы, на расстояние. В данной модели можно представить, что наша работа – толкать тележку, сжимая пружину. Каждый день мы начинаем с самого начала: проталкиваем тележку сначала через зону «должно быть» и только потом продолжаем толкать ее по территории «ублажителей» и «больше-лучше». В большинстве случаев задачи «должно быть» можно представить как операционные затраты, в то время как «ублажители» и «больше-лучше» – это то, что увеличивает нашу «капитализацию» и помогают нам перейти на новый уровень.
Если смотреть на вещи таким образом, то эта модель прекрасно показывает разницу между просто хорошим и выдающимся. В книге Б. Морана и М. Леннингтона «12 недель в году» я увидел мысль, с точки зрения приложенных усилий, хорошие и выдающиеся результаты отличаются не сильно:
Это не просто понять, но различие между выдающимися достижениями и посредственными результатами практически не заметно, если речь о днях или неделях. Оно появляется позже. Для менеджера по продажам это пара-тройка дополнительных встреч в неделю, 5-10 звонков в день, 3 часа из 45-часовой недели, потраченных непосредственно на планирование дальнейших действий.
Если «должно быть» (или задачи-«операционные затраты») утягивают на себя довольно много наших сил и мы их выполняем в первую очередь, то для достижения результатов на качественно новом уровне нам нужно совсем не много дополнительных усилий.
Если мы каждый день толкаем тележку, вкладывая I своих сил, и получая за это B пользы, то стоит добавить лишь небольшое ∆I, как полученная польза, по сравнению с начальным значением, значительно увеличивается до величины (B+∆B).