Есть некоторая информация и опыт ее применения в тему порядка, его наведения и поддержания. Кое-что использовал, но не скажу что прям внедрено в свою жизнь
Однако, как вакцину периодическую использовать можно, даже если не прививать ниже изложенное в привычки
Итак:
Система 5S - ТЕОРИЯ
В производственной системе Тойота есть такое направление по стандартизации рабочего процесса как 5S. Довелось мне работать в автосалоне Тойота несколько лет и эта система используется не только на заводах тойота но и в дилерских центрах. Причем, именно используется в повседневной практике, а не просто декларируется (как бывает с миссией и ценностями компании)
Означает данная аббревиатура следующее:
5 шагов методики 5S (
Источник)
Шаг 1 – SEIRI – Сортировка, удаление ненужного.
На рабочем месте все предметы разделяются на необходимые и ненужные. Производится удаление ненужных предметов. Эти действия на рабочем месте приводят к улучшению культуры и безопасности труда. Все сотрудники вовлекаются в отсортировку и определение предметов, которые должны быть: а) немедленно удалены и утилизированы; б) перенесены в место для хранения; в) оставлены, как необходимые и для выполнения работы. Необходимо установить правила, каким образом делать отсортировку ненужного.
Шаг 2 – SEITON – Самоорганизация, соблюдение порядка, определение для каждой вещи своего места.
Навести порядок с необходимыми предметами. Необходимые предметы располагают на определенные места так, чтобы они были легко доступными для каждого, кто пользуется ими! Следует также промаркировать их для быстрого поиска.
Шаг 3 – SEISO – Соблюдение чистоты, систематическая уборка.
Создается система, в которой ничего больше не загрязняется. Убедиться, что всё находится на своих местах. Рабочие зоны для рабочих мест должны быть разграничены и обозначены. Регулярно и часто убирать, чтобы в случае, когда вам что-нибудь понадобится, оно находилось на месте и в рабочем состоянии. Тщательная уборка оборудования обеспечивает предотвращение и идентификацию возможных проблем в работе.
Шаг 4 – SEIKETSU – “Стандартизировать” процесс.
Поддерживать порядок и чистоту посредством регулярного выполнения первых трех шагов. Самые эффективные решения, найденные в ходе реализации первых трех шагов необходимо закрепить письменно, чтобы стать наглядными и легко запоминающимися. Разработать стандарты документов, приемов работы, обслуживания оборудования, техники безопасности с использованием визуального контроля.
Шаг 5 – SHITSUKE – Совершенствование порядка и дисциплина.
Для поддержания рабочего места в нормальном состоянии выполнять работу дисциплинированно, в соответствии с установленными стандартами. Осознание системы 5S как общепринятой повседневной деятельности и ее совершенствование. Визуализировать действия по улучшению: выявлять улучшения в оборудовании; записывать предложения для улучшений; внедрять новые улучшенные стандарты.
ПРАКТИКА
Это если говорить об истоках и основании этой системы. Так как сказать, теоретическая подводка. Хоть и создавалась она для производственного процесса, однако в быту мне доводилось ее адаптировать. Если упростить до порядка в жилом пространстве то можно выделить следующие принципы:
1) Убери все лишнее и мало-используемое из под рук (и ног). Лишнее в мусорку, редко-нужное в архивы, чуланы и чердаки
Рабочее оперативное пространство должно быть чистое и свободное. Оставляем только то что нужно часто и здесь
Адаптируем к быту:
а) Сколько у вас на кухне тарелок?
б) Сколько тарелок задействуется в одной итерации цикла приема пищи? (обычно равно числу членов семьи +2-3 тарелки)
в) А как часто вы моете посуду?
Улавливаете смысл вопросов? Выводов не буду делать здесь, можно подумать над этим. И также задать эти вопросы к другим участкам жилого пространства: часто ли смотрите в какой нибудь справочник который лежит прямо на рабочем столе? Часто ли используете резчик по дереву, которых в инструментальном ящике в самом верху постоянно лежит, и когда что то нужно, постоянно его перекладываешь в процессе поиска? А часто ли сидишь на табуретке об которую уже три перелома мизинца сделал (ибо она в центре комнаты стоит)?
2) Каждой оставшейся в рабочем пространстве вещи назначь определенное законное и постоянное место. Это место должно быть известно всем членам семьи или всем коллегам в случае с офисом, например. Место должно выбираться по принципу целесообразности, доступности. Ну тут не сложно думаю. Логичней молотку определить верхний ящик в гараже, чем нижнюю полку в бельевом шкафу в спальне (опять же, относительно. Если очень высок риск появления в собственной спальне незнакомца в свое отсутствие может молоток в спальне и на самом нужном месте будет)
3) Третий немаловажный момент - каждое место должно быть обозначено или подписано. Без этого второй пункт не работают. Здесь удобнее будет сразу проиллюстрировать изображениями:
Инструментальный склад в цехе дилерского центра, данные силуэты вырезал лично. Система с силуэтами позволяет не только закрепить определённое место за каждым инструментом но и контролировать их наличие (а для зав. склада это та еще мозоль)
К слову сказать, про последний момент контроля наличия - потом усовершенствовали систему: для каждого инструмента распечатали штрихкод (виден на фото). Механик берет инструмент для работ по заказ-наряду, авторизуется (на складе тач-монитор висит) считывает штрихкод - инструмент привязался к конкретному з.-наряду в 1С. Данный заказнаряд не будет закрыт, пока механик не вернет инструмент на склад (не считав повторно штрихкод при возврате)
Следующий пример из моего текущего рабочего места:
Ну и больше иллюстраций можете посмотреть по запросам "5S, lean, kaidzen" (почему то больше трех изображений мне не дает форум прикрепить к посту)
Какой вывод:
навести порядок не трудно - трудно его поддерживать.
К слову сказать, подобные принципы можно использовать (и они по сути и используются в том же GTD или джедайских техниках) не только в физическом пространстве, но и в ментальном:
1 принцип - зачем обдумывать отпуск, который будет только в следующем году или зачем мечтать о вещах, которые никогда по настоящему не понадобятся.
2 и 3 принцип - привяжи свои дела, особенно рутину, к четким контекстам, времени дня, маркируй свои дела этими контекстами