Наверное "заставить думать" слишком глобальная задача. В рамках организации списки задач помогают держать ситуацию под контролем, меньше "продалбывать" и неким образом мотивируют сотрудников.
Для меня стал откровением один момент, может быть печальным откровением:
https://www.youtube.com/watch?v=8GEVNuVCZI0
Разведопрос: Максим Дорофеев о личной эффективности
48:41 "Если не хватает ума, мудрости у рационального персонажа в голове - нужен протез в лице руководства."
Так вот, откровение в том, что в определенных ситуациях, с определенными людьми, руководитель это протез... То есть надо отложить, по крайней мере, еще раз повторю, с определенными людьми, в определенных ситуациях в сторону высокие идеи "заставить думать", "продать джедайскую технику" и просто самому использовать "джедайскую технику" для того чтобы управлять.
Это может быть не очень совпадает со многими современными тенденциями управления про мотивацию, раскрытие способностей, вовлечение и т.п., но из двух принципиальных методов управления: кнута и пряника, кнут полностью убирать рановато...
Принципиальные вещи в рамках организации:
- письменная постановка задач, сроки, ответственные;
- правило "следующего шага", что нужно сделать дальше, чтобы решить вопрос или отменить задачу совсем;
- разделение задач и информации, корпоративная и личная системы работы с информацией. Личная, кстати, опять же приживается плохо, поставил каждому Evernote, накидал разделы, заметки для начала, пользуйтесь. Не идет... ну если люди как то до сих пор обходились даже без Избранного в браузере, то есть ссылок на нужные сайты не хранили в принципе, то зачем им система работы с информацией? Ведь жили же без нее...
Ну и собственно работать над собой. Если уж взялся быть "протезом", то надо чтобы даже "протез" качественно выполнял свои функции )))
1) Правильные формулировки задач.
2) Сложные задачи разбиты на подзадачи, как вариант к ним прилагаются чек-листы для выполнения.
3) Моя постоянная проблема - план на день перегружен (свой и сотрудников), постоянный перенос достаточно большого количества задач "на завтра". Должен быть реальным план и как писали тут на форуме: "не запугивать обезьяну".
4) Не давать право определения приоритетов тем, кому не стоит давать это право.
Внедрил в офисе правило, чтобы меньше отвлекать друг друга, не создавать друг другу лишние "прерывания", не просто на весь офис задавать свой вопрос кому то, а писать в чат. Мол есть вопрос, либо сформулировать его тем самым письменно. Это дает адресату некую паузу и меньше "выбивает из колеи", когда это не нужно. То есть чат дает возможность доделать одно дело, потом ответить на вопрос, несколько минут не проблема. Если же тебе вслух задали вопрос, то помолчать в ответ немного как то не очень вежливо...
Если вопрос не срочный, то вместо чата почта или задача.
Это всё опять таки работает (опять же "местами") непосредственно со мной, заглядывал в чаты, как сотрудники используют между собой - пусто... Проще сразу спросить, если захотелось, пофиг что человек что-то делает, при этом весь день ведет учет рабочего времени (корпоративный стандарт), мне ведь ОЧЕНЬ надо спросить... Сам грешен, тоже слетаю с этих правил, дать паузу человеку на переключение, но в целом стараюсь думать об этом.
Также пытался, в целом безуспешно, внедрить правило: если ты сейчас что-то делаешь, что желательно не бросать на полпути, а тебе звонят, не надо сразу брать трубку. Доделай определенный этап и перезвони. Может через минуту. Может через 5. Не идет... "Животная реакция" - звонит телефон, хватаем трубку. Кстати, очень помогает поставить на вибрацию. Потом сам пошел дальше - отключаешь звук. Тогда гораздо проще доделать дело/договорить/дописать и т.п., а потом перезвонить. Сотрудникам сказал про отключение звука - в ответ слышу боязнь что-то пропустить...
Очень интересно это потом выглядит с позиций учета рабочего времени: "тикает" время по задаче вроде "подготовить отчет". Пока она идет тебе позвонят, что-то спросит коллега и т.п., а потом смотришь на время выполнения задачи по отчету и удивляешься, как много на него ушло... Учет времени, кстати, весьма дисциплинирует. Воспитывает "обезьяну"...
Вообще иллюзий по поводу того, что можно "переделать" других людей, внедрить всё самое эффективное везде и всем как то всё меньше...
Вывод надо больше работать над собой, что в целом имеет больше перспектив, чем "переделать" другого. А дальше, "дорогу осилит идущий".