Думаем, то обезьяна не так безобидна, как кажется. Отсюда сложности в распространении "рациональных" подходов: "если вы все такие умные, то почему строем не ходите?".
И еще думаем, что Макс, как человек ищущий методы дрессуры внутренней обезьяны, взаимодействия с ней, и контрактов со своим бессознательным делает важное, крайне важное дело. Для любителей научного знания будет не безынтересна приведенная ниже статья. Коротая объясняет три контура в психике Оно (бессознательное, обезьяна, инстинкты), Я (личность), Сверх-Я (культурные и моральные нормы). И как баланс или нарушение баланса между этими силами строит или обрушивает целые цивилизации.
Макс своим делом играет за новую, более рациональную культуру управления своей обезьяной, постановкой её особенностей на службу сознательному Я, личности и ее интересам. За развитие контуров Я - сознательного и Сверх-Я - культурного, за упорядоченный и цивилизованный диалог со своей Обезьяной и Обезьяной товарищей.
Безусловно если эти простые и понятные модели проникнут в общество, в массы, это сделает людей более рациональными, меньше совершающими всякой импульсивной фигни и они нанесут меньше вреда себе и окружающим, и расширится территория разума.
Более чем столетний опыт развития психоанализа показал, что его идеи и форма подачи слишком сложны для масс и не слишком улучшают их повседневную жизнь, за исключением узкой когорты элиты которые смогли поставить их себе на службу в собственных корыстных интересах.
Первое достоинство методик Макса Дорофеева в том, что они реально пригодны как элемент современной массовой культуры, выражены в понятной и доступной нынешнем поколениям форме комикса, и могут при самой минимальной внутренней дисциплине нанести немедленную пользу. А при этом опираются на довольно серьезные изыскания в области психологии, менеджмента и самоменеджмента.
Что тут ключевое:
1. Обезьяна - главное что ты должна запомнить - СМОТРИ СПИСОК!
2. Формулировать поручения в терминах понятных внутренней обезьяне. Я формулирует задачи для Оно.
3. Награждать обезьяну обезьянними благами за продвижение по списку.
Бинго! У нас частично прирученная Обезьяна.
Она конечно иногда срывается и сбегает порезвится, но в целом мы знаем что делать.
Второе главное открытие которое широко пропагандируется в популярной и увлекательно форме - это то что нас лимитирует даже не время (хотя это и главный невосполнимый ресурс), в т.н. мыслетопливо. Способность к непрерывному сконцентрированному логическому и комбинаторному мышлению. Это крайне быстро выедает энергетические запасы мозга - жжет глюкозу, жиры, выделяются продукты метаболизма. Мозг может потреблять до 25% выделяемой оргазмом энергии. Это реально тяжело. И то что Макс совершил открытие про то, что именно это - оперативные энергозапасы (горючка, мыслетопливо) которые мозг при размышлении выжигает крайне быстро и есть наш главный лимит, это очень, очень круто.
4. Нас лимитирует не время, а способность непрерывно, сосредоточенно, глубоко и конкретно мыслить, рекомбинируя факты и логические цепочки.
Планирование собственных активностей в смысле расхода мыслетоплива на порядок превосходит тайм менеджмент по эффективности. Мы в этом случае себя не загоняем в усталость, вовремя восстанавливаемся, пьем сладкий кофе со сливками перед умственным напрягом, делаем паузы, пьем воду для охлаждения мозга, внимаем лишние ментальные занозы из головы, пишем себе такой список что движение по нему не вызывает расхода горючки и может идти на автопилоте (инстинкты-рефлексы-привычки).
Макс - ты гений, а это знание надо нести в массы.
Даже просто эти четыре пункта при осознании могут принести пользу каждому разумному существу.
Реально рекомендую:
курс заочный
https://www.youtube.com/watch?v=jt3_sq8LQYM,
курс очный
http://leadmachine.ru/event/jedi/ всем,
кто имеет развитый мозг и/или если у вас болит душа за судьбы нашей цивилизации
.
Сысик Валерий Павлович aka IQ Doctor.
https://linkedin.com/in/iqdoctor/ru
Я решаю проблемы клиентов за деньги.
P.S. Дайджест статьи
https://gilbo.ru/?page=lec8 для mnogosdelal.ru.
Лекция 8: Агрессия разума: кризис морального сознания и искания гуманистов
Эта лекция была прочитана Е.В. Гильбо в Ленинграде, в далеком 1988 году, в Центральном Лектории общества "Знание".
*
Пожалуй, самым глубоким потрясением для нашего общества в последние годы явилось осознание глубины морального падения. Демагогия, взаимная ненависть, подлость, вечные склоки, власть преступных кланов, половая распущенность, половая агрессивность, конфликт поколений, бездуховность, социальная апатия - перечисление всех этих ужасов стало уже общим местом для прессы, не потеряв, правда, своей актуальности. И на этом фоне во весь рост встал вопрос - что же делать? Как случилось, что мы пришли к такому положению?
<skip>...
Изучение глубинной сущности человека, структуры человеческой личности и ее деятельности - предмет науки, называемой психоанализ. Она родилась в начале нашего века как ответ на мучительные противоречия времени. Её создатели - Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер, Эрих Фромм <skip>.
В №8 журнала "Знание-Сила" читатели могли познакомиться с идеями основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Фрейд убедительно показал, что постичь человека нельзя только из рациональных построений, что кроме сознательной, направляемой разумом деятельности, в человеке есть глубинные неосознаваемые мотивы. Поэтому человек не может знать истинных причин тех или иных своих поступков - они определяются недоступным сознанию слоями психики, унаследованными человеком от миллионнолетней эволюции. Оказалось - что сознание - не безраздельный хозяин человеческой психики - оно лишь оседлало норовистое животное и, путём подавления нежелательных мотивов, не даёт ему бежать туда, куда оно хочет - только к цели.
В человеческой психике кроме сознательного "Я" присутствует противостоящее ему "Оно" - сфера бессознательного, неуправляемых животных стремлений, сфера борьбы инстинктов. Этот дьявольский сосуд, вместилище страстей - главное препятствие для стабильного человеческого общежития. Но в процессе своего становления человеческое общество выработало структуру, противостоящую бессознательному - "сверх-Я", средоточие социального в человеке .
"Сверх-Я" отдельного человека - система моральных запретов и стереотипов поведения, усваиваемая им в детстве и способствующая его адаптации в обществе и охраняющая общество от антиобщественного, "аморального" поведения. Интегрируясь в обществе в целом , "сверх Я" формирует общественное сверхсознание, элементами которого являются мораль, религия и культура. Каждый человек вносит свой вклад в формирование общественного сверхсознания, а общественное сверхсознание через всю систем общественных отношений формирует "сверх-Я" каждого человека.
Так же и "Я" отдельной личности соответствует общественное сознание, а "Оно" - общественное бессознательное. Социальная функция религии, культуры и морали - обуздание страстей, охрана общественных ценностей, обеспечение выживания общества. Противоборство "Оно" и "сверх-Я" - вечная бессознательная борьба социального и биологического в человеке.
В тот момент, когда первобытное стадо превратилось в группу людей, на стыке этом борьбы родилось "Я" - человеческая индивидуальность. Со временем сфера "Я" расширялась, все больше овладевая человеческой психикой, отвоёвывая всё большее поле у "Оно" и "сверх-Я". Если первобытные общества существовали как некое единство, устойчивость и существование которых определялись равновесием между борющимися сторонами - "сверх-Я" и "Оно", то дальнейший прогресс личности определялся всё большим и большим возрастанием роли её индивидуальности, а прогресс общества - соответствующим расширением сферы общественного сознания за счет безсознательного и сверхсознания.
Но прогресс этот не был гладким и не мог быть гладким. Ведь "Я" приходилось как бы вести борьбу на два фронта, между двумя противоборствующими сторонами. И на этом пути прогресса в любой момент могла открыться ловушка - нарушение равновесия. Того самого равновесия между "Оно" и "Сверх-Я", которое обеспечивало стабильность общества и создавало условия для прогресса личности.
Это нарушение равновесия стало причиной гибели многих цивилизаций, особенно в эпоху, когда сфера разума еще не столь существенно влияла на стабильность общества. Но когда последствия не были столь фатальны, они всё же были серьезными и трагичными. Нарушения в пользу безсознательного выливались в длительные кровавые эксцессы, периоды нестабильности и деструктивности. Наоборот, засилье сверхсознания создавало абсолютно статичные и глубоко идеологизированные культуры, как это случалось в древнем Египте или Индии. Периоды же равновесия характеризовались быстрым и стабильным прогрессом.
<skip>