Чем чаты в мессенджерах принципиально отличаются от электронной почты? И что это дает?

Обсуждаем вопросы личной эффективности: как есть слонов, лягушек, летучих мышей...
Аватара пользователя
Максим Дорофеев
Site Admin
Сообщения: 1980
Зарегистрирован: Вс июн 28, 2015 1:56 pm
Контактная информация:

Чем чаты в мессенджерах принципиально отличаются от электронной почты? И что это дает?

Сообщение Максим Дорофеев »

Всем привет.

Хочу аккуратно разобраться, что же так перетягивает людей в эти гадкие чаты в мессенджерах из старой и мерзкой электронной почты?

Я пока вижу вот какие принципиальные отличия одного от другого:
  1. Чтобы ответить в чате надо нажимать на одну кнопку меньше (в почте нужно нажать кнопку "ответить", набрать сообщение и потом "отправить", а в чате просто пишешь ответ и жмешь "отправить")
  2. Не подразумевается, что при ответе ты думаешь над списком адресатов: кого включить в копию, кого от туда исключить
  3. Чат не подразумевает длинного ответа. Отправить ответ всего в несколько слов - это норма. Почта же подразумевает более официальный стиль общения, то есть лишние реверансы и, как следствие, лишние буквы "здравствуйте", "всего хорошего", "с увлажнением"...
  4. В чате я вижу, что мое сообщение прочитали. В почте такое тоже есть, но работает не так надежно. (Часто рефлекторно подменяется состояние "прочитано" состоянием "прочитано, понято, принято к исполнению и вот прямо сейчас дам тебе ответ, иначе можешь считать меня упырем")
  5. В чате я вижу, то кто-то вот прямо сейчас печатает ответ, поэтому не надо никуда переключаться, сейчас будет самое интересное... Нет, сейчас... Нет, вот сейчас... Ну, может, сейчас?...
  6. В чатах не надо заморачиваться о том, что делать с сообщением (архивировать, сортировать в папку...) , все сообщения длинной колбасой уходят за горизонт (одна из бед - стоит в активном чате отвлечься от текущей темы на полчаса и все... хрен догонишь... Да и тема уже несколько раз поменялась)
  7. Почта у большинства людей засрана и люди ее проверяют "как-нибудь потом", особенно если по совету Дорофеева выключили там оповещения. А в чатах выключить оповещения ссыкотно, тем более там "мелочь" и по большинству сообщений можно "быстренько ответить"
  8. В чате видно кто сейчас он-лайн (и это воспринимается как готовность тут же все и переключиться на обсуждение свежевкинутой темы :) )
  9. В чате часто получается синхронное общение и быстрое получение ответов на свои вопросы часто создает иллюзию быстрого прогресса в общем. Синхронное общение в почте - моветон.
    --- По мотивам комментариев пополняю список
  10. В мессенджере проще определить контекст сообщения, просто глядя на тот в чат, в котором пришло сообщение.
  11. В мессенджере проще написать что-то из разряда FYI. Поделиться мыслью или замечанием.
  12. В мессенджерах ссылки подгружаются превьюхами
  13. В ряде случаев ответ на чат ожидается чуть ли не мгновенно
Довольно активно это обсуждается в Фейсбуке еще.


Аватара пользователя
Алена Гапак
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Вс дек 31, 2017 1:56 am

Re: Чем чаты в мессенджерах принципиально отличаются от электронной почты? И что это дает?

Сообщение Алена Гапак »

1. Почта подразумевает (по моим внутренним ощущениям) более официальный стиль. Могу написать в мессенджер "а скинь черновик презы, плз". В почту писала бы и привет, и спасибо-пожалуйста, и вот это всё, а то как-то невежливо выглядит. Но по сути-то это не так важно.

2. В почте сложно "встретиться" и попереписываться в режиме диалога, если мы пересеклись в онлайне.
Я обычно выхожу из мессенджеров, работаю где-то час, включаю обратно все мессенджеры, отвечаю на всё. Если в мессенджере мне ответили сразу же в рамках этой моей 15-минутной сессии и в ответе есть новый вопрос, я намеренно останусь попереписываться. В почте я такого не жду вообще: ответила и закрыла. Получается больше "шаг" у этих итераций, пропускаю удачные совпадения онлайна, в которые могли бы решить.

3. В мессенджерах (мне лично) проще сразу понять контекст. Дизайнер Иван может работать со мной по куче проектов. В слаке он напишет в канал "Дизайн для клиента Пупкина" или в канал "Наш новый лендинг", или в личку, если он по каким-то своим делам пришел. По заголовку чата сразу ясно. В почте надо вникнуть, что именно хочет Иван — а для этого, опять же, ему надо больше написать. "сбрось последнюю версию текстов" + заголовок канала — и сразу ясно. А в почте ему придется дописывать, каких именно текстов, для кого.

4. В мессенджере (мне лично) эмоционально проще писать необязательное категории FYI. Если я случайно увидела баннер из ваще чужого таска, — в мессенджер я легко напишу "случайно увидела баннер, очень крутые цвета, класс:)" Не могу себе представить, что напишу имейл ради этого. Это прям странно выглядит) Ну или "увидела новый блок лендинга, вдруг пришло в голову, что можно сделать такой же с синим фоном - просто как идея". Короче, для имейла нужен прямо Повод и Основания. Мне кажется, от этого теряются мелкие прикольные мысли.

5. Ссылки в мессенджерах подгружаются превьюхами, — проще понимать, надо ли по ним перейти или я уже это смотрела.

6. У слака (прям точно!) и у большинства мессенджеров (в той или иной степени) понятнее и проще интерфейс, чем у любого почтового клиента, известного мне.

7. Если я хочу вникать только в дизайн для клиента Пупкина и не вникать ни в какие другие проекты в течение сегодняшнего дня, в мессенджерах я могу тупо не заходить в те каналы или даже в те мессенджеры, где обсуждают нерелевантное для моего дедлайна. В рабочей почте, если всё в нее валится охапками, я не смогу развидеть заголовки писем по другим темам — и они все равно поработят мой разум в фоне))

8. Следствие из предыдущего: чаты можно разбирать с меньшим переключением контекста: по темам. А почту как-то только хронологически.

DenisK
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Чт фев 07, 2019 11:16 pm

Re: Чем чаты в мессенджерах принципиально отличаются от электронной почты? И что это дает?

Сообщение DenisK »

На мой взгляд еще вот эти причины:
1. Предполагается более быстрый ответ и сама переписка в чате более динамична.
2. В современных чатах есть удобные функции. Например, подсветка синтаксиса кода. Бывает удобно прислать кусок кода и обсудить его. Некоторые даже злоупотребляют этим перенося ревью кода из Stash и подобных систем в командный чат, в котором кроме команды сидит еще десятка два коллег, которые не преминут накинуть на вентилятор.
3. Всякие настраиваемые смайлики, которые позволяют более эмоционально самовыразиться.
4. Не надо писать тему письма. Например, если хочешь поговорить с начальником о какой-то проблеме, в чате или скайпе можно просто написать без прелюдий, а в почте надо вписать какую-то тему и обсуждение получится другим. Написать абы какую тему - получится по разгильдяйски. Написать серьезную тему, градус обсуждения сразу повысится.
5. В почте нельзя использовать Hand-Shake. Некоторые любят написать:"Привет" и ждать когда ответят. И только после этого начинать писать длинный текст. Я на Hand-Shake никогда не отвечаю.

IMHO, чаты более приближены к живому общению, чем почта, и более эмоциональны. Для небольших сиюминутных вопросов чаты хороши. Для более серьезных коммуникаций - лучше почта или всякие системы типа форумов и confluence.

Lomelind
Сообщения: 1235
Зарегистрирован: Ср июл 01, 2015 5:11 pm

Re: Чем чаты в мессенджерах принципиально отличаются от электронной почты? И что это дает?

Сообщение Lomelind »

Мессенджер позволяет решить вопрос быстро (иногда это иллюзия, конечно).
Сразу есть реакция, и сразу понятно, что ещё надо докинуть, чтобы уже закрыть вопрос.

А если то же самое через почту делать, то получается что в целом вопрос решается 2-3 дня. При том же количестве реплик (если речь не об использовании почты в режиме чата).

Плюс мессенджер позволяет свалить коммуникативную работу на собеседника и общий контекст, а почта нет.
При синхронной коммуникации есть иллюзия, что можно что-то не сказать, и собеседник додумает правильно - а в почте нет, письма уровня "угу, конечно" - обычно ни о чём.

Аватара пользователя
Mikhail Salamatov
Сообщения: 57
Зарегистрирован: Пт июл 17, 2015 1:37 pm
Контактная информация:

Re: Чем чаты в мессенджерах принципиально отличаются от электронной почты? И что это дает?

Сообщение Mikhail Salamatov »

Моё мнение, всё вновь в вопросе управления ожиданиями.

Почему-то считается, что на мессенджер люди должны отвечать мгновенно. То есть, если человек не защитил себя статусом "не беспокоить" или не отключил условный Skype, то на всплывающий справа внизу "Привет" он моментально должен ответить.

И еще в мессенджере, кажется, нужно меньше думать - в нем есть пространство для косноязычия (письмо все-таки пишут без излишних повторений и более грамотно).

Oduduka
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Чт ноя 17, 2016 10:17 pm
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Re: Чем чаты в мессенджерах принципиально отличаются от электронной почты? И что это дает?

Сообщение Oduduka »

Плюсую за то, что всем хочется быстрой обратной связи. Потому что только так можно убедиться, что тебя услышали и поняли более менее так, как ты хотел.
А ещё хочется простого человеческого внимания. Мы не так уж отличается от фейсбука с его красным кружопелем 😊
Официальный иллюстратор "Пути джедая" 🙂

Аватара пользователя
Alexandro Podkopaev
Сообщения: 13
Зарегистрирован: Вт сен 22, 2015 6:43 pm
Контактная информация:

Re: Чем чаты в мессенджерах принципиально отличаются от электронной почты? И что это дает?

Сообщение Alexandro Podkopaev »

Lomelind писал(а):
Чт фев 07, 2019 11:56 pm
Плюс мессенджер позволяет свалить коммуникативную работу на собеседника и общий контекст, а почта нет.
При синхронной коммуникации есть иллюзия, что можно что-то не сказать, и собеседник додумает правильно - а в почте нет, письма уровня "угу, конечно" - обычно ни о чём.
Мне кажется, это ключевое: меньше думать (мне - пусть собеседник додумывает), больше надеяться на контекст и что "меня поймут правильно".

Остальное, про темы, подсветку синтаксиса и т.п. - это от извечного желания иметь всё-в-одном. Успешно подогреваемое обещаниями самого хайтека.
Возможно, еще может играть и низкая скорость печати - когда написать тему письма это "затраты времени".

Кстати, я тоже принципиально откладываю реакцию на сообщения типа "привет" или "есть вопрос", за которыми не следует продолжения. Для меня это признак того, что человеку нужно либо "поглаживание" (и тут он не по адресу), либо он не потрудился сформулировать вопрос и хочет его формулировать интерактивно "об меня" - потому что из прошлого опыта знает, что я задам вопросы на уточнение. Т.е. расчет на то, что отвечая на мои вопросы, вопрошающий сформулирует для себя вопрос, а то и придет к решению.

Даниил
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Пн янв 15, 2018 10:31 am

Re: Чем чаты в мессенджерах принципиально отличаются от электронной почты? И что это дает?

Сообщение Даниил »

Чатик где-то посерединке между звонком и почтой.

Подразумевает более оперативное общение, чем почта, из-за фенечек, позволяющих ощущать присутствие собеседника (онлайн, получено, прочитано, реакции на сообщения, ...). В то же время не вторгается в жизнь человека, как телефонный звонок.

К тому же, почта может быть не у всех. Почта исторически имеет более бизнесовую историю. Более строгая и формальная, надо думать о дополнительных условностях при написании писем. В каждом письме обычно включается история переписки - тяжеловесная штука.

Чатики - персональное, подразумевается, что есть у всех "по-умолчанию", не надо особо думать о форме написанного, можно фигачить очепятки смайлики, опускать знаки препинания.

И да, можно проскролить всю историю переписки в одном месте! Возможно это даже одно из ключевых отличий -- одна точка входа в переписку с человеком, нужной группой людей! Проще найти и продолжить общение. А вот в почте таких точек входа дофига. Пока найдешь нужную переписку...

Аватара пользователя
Максим Дорофеев
Site Admin
Сообщения: 1980
Зарегистрирован: Вс июн 28, 2015 1:56 pm
Контактная информация:

Re: Чем чаты в мессенджерах принципиально отличаются от электронной почты? И что это дает?

Сообщение Максим Дорофеев »

Алена Гапак писал(а):
Чт фев 07, 2019 11:28 pm
4. В мессенджере (мне лично) эмоционально проще писать необязательное категории FYI. Если я случайно увидела баннер из ваще чужого таска, — в мессенджер я легко напишу "случайно увидела баннер, очень крутые цвета, класс:)" Не могу себе представить, что напишу имейл ради этого. Это прям странно выглядит) Ну или "увидела новый блок лендинга, вдруг пришло в голову, что можно сделать такой же с синим фоном - просто как идея". Короче, для имейла нужен прямо Повод и Основания. Мне кажется, от этого теряются мелкие прикольные мысли.
Интересно, а это не приводит к перегрузу информационного канала? :roll:
Алена Гапак писал(а):
Чт фев 07, 2019 11:28 pm
7. Если я хочу вникать только в дизайн для клиента Пупкина и не вникать ни в какие другие проекты в течение сегодняшнего дня, в мессенджерах я могу тупо не заходить в те каналы или даже в те мессенджеры, где обсуждают нерелевантное для моего дедлайна. В рабочей почте, если всё в нее валится охапками, я не смогу развидеть заголовки писем по другим темам — и они все равно поработят мой разум в фоне))
А не получается так, что открываешь чат, видешь кучу кружопелей о непрочитанных на других каналах и тоже не можешь их развидеть? ;)

Алена Гапак писал(а):
Чт фев 07, 2019 11:28 pm
8. Следствие из предыдущего: чаты можно разбирать с меньшим переключением контекста: по темам. А почту как-то только хронологически.
В Outlook, как минимум, есть возможность представить все письма в виде бесед, а не простыни ;)

Ответить