С чем я столкнулась, когда применяла мыслительные инструменты
Добавлено: Ср июл 15, 2015 3:30 pm
Всем привет.
Хочу рассказать о том, с какими трудностями я столкнулась, когда решала свои проблемы с помощью мыслительных инструментов, описанных в книгах Голдрета (внимание, спойлер: мне нечем похвастаться, важные проблемы все-равно остались).
Мне интересно, встречаются ли аналогичные трудности у вас, ваших коллег/учеников (после лекций Макса решила не считать себя уникальной ? Если трудности знакомы, то как их преодолевать? Что вы думаете о выводах, которые я для себя сделала?
Отмечу, что я применяла эти инструменты для решения своих личных проблем (типа, действительно ли дела мешают высыпаться, почему не успеваю вовремя покупать продукты для семьи, готовить еду, приезжать вовремя на работу и т.п.).
Самая первая трудность, с которой я столкнулась - инструменты требуют времени на обдумывание/рисование и правильно настроенного мозга. Причем оба этих фактора (время и мозг) нужны одновременно. То, что потребуется время, - я понимала изначально. Но вот требования к мозгу оказались сюрпризом. Оказалось, что если момент выбрать неподходящий, то мозг будет просто смотреть на, например, тучу с мыслью - ты не смогла решить проблему несколько лет, она нерешаемая, иди работай, а то проблем только прибавится. Но иногда у мозга получалось посмотреть на ситуацию иначе и таки придумать решение. Что нужно мозгу, чтобы настроить его на правильную работу - я так и не поняла.
Кроме того, случалось, что когда и мозг был в нужном состоянии, и время было, под рукой не оказывалось незаконченного дерева или тучи.
Вторая трудность - сложно воплощать в жизнь результаты, которые дали мыслительные инструменты. Например, до рисования тучи можно было сказать - это нерешаемая проблема и ничего не делать. А туча показывала, что решение есть, но оно сложное / неприятное / и т.п. Оказалось, что простые и приятные проблемы решаются сами собой, для них тучи не нужно рисовать. Для туч остаются проблемы, решение которых либо сложное, либо неприятное, либо длительное/многошаговое - в общем, есть для тебя что-то неприятное в решении проблемы. Поэтому получалось, что даже если ты находишь решение, то тебе нужно что-то еще, чтобы это решение воплотить. Ну, например, познакомиться с таким понятием как "прокрастинация" , узнать, как съедать лягушек по утрам и делить слонов на части и т.п.
Очередная трудность всплыла, когда я начала рисовать деревья текущей реальности. Оказалось, что сложно связывать отдельные НЖЯ логическими связями "Если - то". Потому что иногда для того, чтобы увидеть логическую связь между НЖЯ, нужно признать в себе что-нибудь неприятное. Т. е. пока ты не признаешься сам себе, что вот этот нелогичный / ленивый / т.д. товарищ, сам создающий себе проблемы - это ты, ты просто не видишь взаимосвязи между НЖЯ, ты не видишь стрелки (мне кажется, что какой-то инстинкт самосохранения мешает увидеть связь, чтобы сберечь самолюбие). Получается: ты либо бережешь свое самолюбие и не видишь взаимосвязи между НЖЯ, либо находишь взаимосвязь, но самолюбие получает уколы разной степени болезненности.
И даже если смириться со страданиями самолюбия, то все-равно остается проблема: как увидеть связи, которые твой мозг отказывается видеть? Для решения этой задачи пробовала привлекать других людей. Оказалось, что выслушать от другого человека то, что ты сам в себе отказываешься признавать, - это проверить ваши с ним отношения на прочность и выяснить свой уровень доверия и уважения к этому человеку. Иногда после такого начинаешь ненавидеть собеседника. В-общем, человека, которому можно показать свои проблемы, от которого ты готов услышать правду, которого (после услышанного) ты не будешь ненавидеть, еще поискать нужно.
Лично я решила не рисковать без необходимости отношениями с членами своей семьи и друзьями. Поэтому я решила не показывать им свои НЖЯ для поиска логических связей. Коллегам и не очень хорошим знакомым я тоже не хочу показывать свои НЖЯ - потому они могут ими воспользоваться мне же во вред.
В итоге, проблему поиска логических связей между НЖЯ я так и не решила.
Ну, а если ты все-таки преодолеешь все сложности построения дерева и закончишь его, то снова всплывала трудность номер два (как воплощать в жизнь результаты).
Практика показала, что если строить дерево правильно и по-честному, то в большинстве случаев в корневой причине виноват ты сам (в худшем случае в корне лежат твои взгляды, твои принципы). Т.е. когда ты преодолел некоторое количество трудностей и построил свое дерево текущей реальности, что ты получаешь в качестве вознаграждения? Развесистое дерево проблем, и корневой причиной всего этого безобразия являешься ты сам.
Почему я написала, что в худшем случае в корне дерева лежат твои принципы/взгляды? Потому что моя практика показала, что в этом случае лекарство будет наиболее неприятным, а лечение - долгим и болезненным. Такие вещи даже признать сложно, а менять - так вообще титаническая работа.
К каким выводам я пришла?
1
Когда человек обращается к мыслительным инструментам, то он хочет решить какую-нибудь проблему. А мыслительные инструменты могут только найти проблему. Поэтому если проблема не решена, это не значит, что инструменты плохие. Если честно, то я иногда забывала об этом.
2
Мыслительные инструменты имеет смысл применять тогда, когда выполняются одновременно условия:
Человек, у которого имеется проблема, должен быть готов признать, что причина проблемы (как минимум отчасти) в нем.
Человек, у которого имеется проблема, должен быть готов совершить что-нибудь сложное и/или не слишком приятное для решения проблемы.
Если эти условия не выполнены, то есть большой шанс, что проблема так и останется и время на ее поиск будет потрачено напрасно. И сам человек может заявить, что инструменты не работают.
Хочу рассказать о том, с какими трудностями я столкнулась, когда решала свои проблемы с помощью мыслительных инструментов, описанных в книгах Голдрета (внимание, спойлер: мне нечем похвастаться, важные проблемы все-равно остались).
Мне интересно, встречаются ли аналогичные трудности у вас, ваших коллег/учеников (после лекций Макса решила не считать себя уникальной ? Если трудности знакомы, то как их преодолевать? Что вы думаете о выводах, которые я для себя сделала?
Отмечу, что я применяла эти инструменты для решения своих личных проблем (типа, действительно ли дела мешают высыпаться, почему не успеваю вовремя покупать продукты для семьи, готовить еду, приезжать вовремя на работу и т.п.).
Самая первая трудность, с которой я столкнулась - инструменты требуют времени на обдумывание/рисование и правильно настроенного мозга. Причем оба этих фактора (время и мозг) нужны одновременно. То, что потребуется время, - я понимала изначально. Но вот требования к мозгу оказались сюрпризом. Оказалось, что если момент выбрать неподходящий, то мозг будет просто смотреть на, например, тучу с мыслью - ты не смогла решить проблему несколько лет, она нерешаемая, иди работай, а то проблем только прибавится. Но иногда у мозга получалось посмотреть на ситуацию иначе и таки придумать решение. Что нужно мозгу, чтобы настроить его на правильную работу - я так и не поняла.
Кроме того, случалось, что когда и мозг был в нужном состоянии, и время было, под рукой не оказывалось незаконченного дерева или тучи.
Вторая трудность - сложно воплощать в жизнь результаты, которые дали мыслительные инструменты. Например, до рисования тучи можно было сказать - это нерешаемая проблема и ничего не делать. А туча показывала, что решение есть, но оно сложное / неприятное / и т.п. Оказалось, что простые и приятные проблемы решаются сами собой, для них тучи не нужно рисовать. Для туч остаются проблемы, решение которых либо сложное, либо неприятное, либо длительное/многошаговое - в общем, есть для тебя что-то неприятное в решении проблемы. Поэтому получалось, что даже если ты находишь решение, то тебе нужно что-то еще, чтобы это решение воплотить. Ну, например, познакомиться с таким понятием как "прокрастинация" , узнать, как съедать лягушек по утрам и делить слонов на части и т.п.
Очередная трудность всплыла, когда я начала рисовать деревья текущей реальности. Оказалось, что сложно связывать отдельные НЖЯ логическими связями "Если - то". Потому что иногда для того, чтобы увидеть логическую связь между НЖЯ, нужно признать в себе что-нибудь неприятное. Т. е. пока ты не признаешься сам себе, что вот этот нелогичный / ленивый / т.д. товарищ, сам создающий себе проблемы - это ты, ты просто не видишь взаимосвязи между НЖЯ, ты не видишь стрелки (мне кажется, что какой-то инстинкт самосохранения мешает увидеть связь, чтобы сберечь самолюбие). Получается: ты либо бережешь свое самолюбие и не видишь взаимосвязи между НЖЯ, либо находишь взаимосвязь, но самолюбие получает уколы разной степени болезненности.
И даже если смириться со страданиями самолюбия, то все-равно остается проблема: как увидеть связи, которые твой мозг отказывается видеть? Для решения этой задачи пробовала привлекать других людей. Оказалось, что выслушать от другого человека то, что ты сам в себе отказываешься признавать, - это проверить ваши с ним отношения на прочность и выяснить свой уровень доверия и уважения к этому человеку. Иногда после такого начинаешь ненавидеть собеседника. В-общем, человека, которому можно показать свои проблемы, от которого ты готов услышать правду, которого (после услышанного) ты не будешь ненавидеть, еще поискать нужно.
Лично я решила не рисковать без необходимости отношениями с членами своей семьи и друзьями. Поэтому я решила не показывать им свои НЖЯ для поиска логических связей. Коллегам и не очень хорошим знакомым я тоже не хочу показывать свои НЖЯ - потому они могут ими воспользоваться мне же во вред.
В итоге, проблему поиска логических связей между НЖЯ я так и не решила.
Ну, а если ты все-таки преодолеешь все сложности построения дерева и закончишь его, то снова всплывала трудность номер два (как воплощать в жизнь результаты).
Практика показала, что если строить дерево правильно и по-честному, то в большинстве случаев в корневой причине виноват ты сам (в худшем случае в корне лежат твои взгляды, твои принципы). Т.е. когда ты преодолел некоторое количество трудностей и построил свое дерево текущей реальности, что ты получаешь в качестве вознаграждения? Развесистое дерево проблем, и корневой причиной всего этого безобразия являешься ты сам.
Почему я написала, что в худшем случае в корне дерева лежат твои принципы/взгляды? Потому что моя практика показала, что в этом случае лекарство будет наиболее неприятным, а лечение - долгим и болезненным. Такие вещи даже признать сложно, а менять - так вообще титаническая работа.
К каким выводам я пришла?
1
Когда человек обращается к мыслительным инструментам, то он хочет решить какую-нибудь проблему. А мыслительные инструменты могут только найти проблему. Поэтому если проблема не решена, это не значит, что инструменты плохие. Если честно, то я иногда забывала об этом.
2
Мыслительные инструменты имеет смысл применять тогда, когда выполняются одновременно условия:
Человек, у которого имеется проблема, должен быть готов признать, что причина проблемы (как минимум отчасти) в нем.
Человек, у которого имеется проблема, должен быть готов совершить что-нибудь сложное и/или не слишком приятное для решения проблемы.
Если эти условия не выполнены, то есть большой шанс, что проблема так и останется и время на ее поиск будет потрачено напрасно. И сам человек может заявить, что инструменты не работают.