@Konstantin Bratischev
@Lomelind
Мне кажется при любом моделировании, надо очень чётко осознавать решаемую задачу. Задача задана Костей как: «смоделировать по какому пути будет развиваться общество при таком-то проценте взрослых Вась в статистике общества» Поправьте меня если я чё-то не так понял.
На мой взгляд, такой фактор как "процент Вась в статистике общества" может иметь совершенно разные последствия в зависимости от других гораздо более управленчески значимых параметров. И дискурс -- это далеко не главный параметр. Мне кажется что гораздо важнее чем дискурс -- культура мышления индивидов составляющих общество. Дискурс может быть предметом творчества. Но только при достаточно развитой культуре мышления.
И потому встаёт вопрос -- какова практическая ценность разрабатываемой вами модели? Как решаемая задача применима к практике жизни исторически реального человечества?
Мне кажется конструктивным попытаться выявить такие факторы, которые имеют действительно решающее значение в алгоритмике истории человечества. Мы с товарищами сейчас вот как раз готовим одно мероприятие на сентябрь, где попытаемся смоделировать ход истории на сколько-то эпох вперёд и выявить рубиконы, и вот задача выявления факторов одна из ключевых.. Могу перечислить несколько вещей, над которыми мы думаем:
- распределение значимых параметров устройства психики по иерархии управления в обществах, к значимым параметрам устройства психики относятся нравственность, мировоззрение, культура мышления, уровень рефлексии, и т.п.
- развитость этих значимых параметров
- развитость, мощность или дееспособность или живучесть социальных форм либо социального формообразования или что-то типа того, понятие интенсивности/экстенсивности, полисубъектность (
http://www.situation.ru/app/j_art_961.htm) -- очень важная штука, т.к. всякий индивид -- часть общества и никто не может своей персоной подменить ни общество, ни тем более -- человечество.
- сконцентрированность управления всеми регионами всего человечества (региона в широком смысле, не обязательно географическом)
- культура и нормы (дискурс)
- развитость философии, методологии и науки (т.е. насколько отражаются объективные закономерности мироздания)
- социализированность философии, методологии и науки (т.е. доступность населению)
- ноосфера, эгрегоры
- состояние хозяйства / экологии (возможно это окажется неважным)
Как это всё метризовать -- ещё будем думать