Konstantin Bratischev писал(а):
Конечно, я не говорю, что человек на 100% отвечает за то, что происходит с ним самим и с окружающим его миром, всегда есть какая-то непреодолимая сила.
А вопрос, считаю, поставлен правильно..
Смотри, вопрос «кто ответственен за то что со мной происходит». Ответственность подразумевает перед КЕМ-то. Кто спрашивает? Перед кем ответственность? В зависимости от твоего ответа -- мысль дальше по-разному развивается.
Если, допустим, ты отвечаешь -- перед собой. Тогда смотри что получается -- хорошо я ответственен перед собой за всё что со мной происходит. Но кто сделал меня ответственным перед самим собой? Разве кто-то кроме меня самого может сделать меня ответственнымперед самим собой? Нет, веть ответственность -- это перед тем кт оспрашивает.. Раз я отвечаю перенд собой, то и спрашиваю я с себя.. И вот здесь нет противоречий тому чт оя написал..
Если, допустим, ты отвечаешь -- перед обществом (или любым другим уровнем управления кроме ИНВОУ: семья, начальник, деревня, страна, цивилизация) -- тогда это культурное насилие -- типа чувак вот тебе общественный договор -- распишитесь и следуйте.. Я не говорю что это хорошо или плохо -- просто это вот так вот. Но если я сам себя ответственным при этом не сделаю, значит я считаю что общественный договор давлеющий надо мной -- неправилен и его либо исправляю, либо притворяюсь, либо меняю своё мнение и следую.. ну короче те варианты что я расписал.. Главное -- что человек в итоге сам себя ответственным делает (либо не делает, либо делает себя ответственным за противоположное что ожидалось свыше). С точки зрения общества он может быть асоциальным типом и ему в итоге перестанут помогать и т.п. -- разные модели бывают, т.к. существует огромное количество субкультур, в которых вырастают молодые люди (включая корпоративные субкультуры с которыми мы сталкиваемся уже взрослея). Вполне конструктивно побеседовать о том, какая модель общественной жизни оптимальна на текущем этапе развития человечества. В русле этого вопроса, тема этого треда превращается в: оптимально ли требовать от людей брать на себя ответственность за всё что с ними происходит = оптимально ли требовать этого от своих детей. И вполне возомжно что этот как раз и есть вопрос который вы обсуждаете.. Наконец-то я после стольких философствований к нему пришёл

)) (-- просто я всегда стремлюсь овладеть полным разнообразием предметной области).. и что я могу сказать по этому поводу.. мои же философствования привели меня к тому, что нет -- не оптимально так требовать. Более того, очень возможно что были у меня разговоры с сыном, когда я ему нечто подобное внушал, и я решил теперь иначе строить мысль в подобных ситуациях (я был неправ, точнее неверно выражал свою мысль). Я сторонник такого устройства общества, которое не навязывает человеку ответственность, а даёт максимум возможностей к самостоятельному взятию на себя ответственности по мере конструирования своего мышления. Но если говорить именно об ответственности за свои осознанные поступки -- то тут конечно общественные институты её должны регулировать (это такие институты как тюрьмы, суд и т.п.), но как -- на этот вопрос конструктивно не отвечу, отмечу только что общество и его институты должны стремиться не входить в конфликт с ИНВОУ в вопросах этики (но как этого добиться -- это я некомпетентен расписать). В семье мы конечно же наказываем детей за проступки, т.е. спрашиваем за то, где они осознанно проступились, но если проступок был неосознан, то наоборот -- не наказываем, а помогаем осознать закономерность.
И наконец, допустим, ты отвечаешь -- перед Богом или Высшей Справедливостью или Природой или какой-то там ещё Высшей Силой. В этом случае это будет такая твоя субъективная модель объективной этики (=справделивости). Но моё мнение на этот счёт выражено выше = "Жизнь не возлагает на людей ответственность". Однако я сейчас вижу что это несколько противоречиво. Имею в виду, что Жизнь не возлагает ответственность за окружающий мир и за всё что с ним происходит (за это человек сам берёт ответственность по мере взросления и самореализации). Но есть ответственность за свои осознанные поступки,
последствия которых человеку вполне предсказуемы -- в этом выражается объективная этика жизни. В некоторых миропониманиях эта ответственность называется кармой, но там она ещё подразумевает ответственность за весь опыт поступков всех перерождений -- я с вот этим пунктиком пока не соглашаюсь и речь веду лишь об опыте одной жизни. Последнее -- это уже моя некоторая субъективная оценка объективной этики
